ФАС поддерживает идею квот для малого бизнеса в наружной рекламе - замглавы службы
23 марта 2012 года

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России согласна с идеей поддержки малого и среднего бизнеса в наружной рекламе путем квотирования и считает, что такие квоты могут составлять до 60%, сообщил журналистам замглавы службы Андрей Кашеваров в ходе презентации комментариев ФАС к закону "О рекламе" в пятницу.

Данная мера предусмотрена в законопроекте депутатов Госдумы Иосифа Кобзона и Владимира Комоедова, вносящем поправки в федеральный закон "О рекламе". Поправки предусматривают защиту малых операторов наружной рекламы, а также компаний малого и среднего бизнеса. Законопроект получил положительные отзывы правительства РФ, а также руководителей и глав законодательных собраний 82 субъектов РФ. В то же время, крупные рекламные операторы выступили с критикой инициативы депутатов.

КВОТЫ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Как отметил Кашеваров, предложение о введении квот в области наружной рекламы для малого и среднего бизнеса соответствует другим усилиям государства, например, при размещении госзаказа, когда малому бизнесу гарантируется определенная доля на рынке. По мнению представителя ФАС, этот подход надо распространить на другие области, в том числе и на конкурсы по продаже мест для размещения рекламных конструкций.

Кашеваров сообщил, что служба поддержала квоту в размере 60%, добавив при этом, что она еще требует дополнительного обоснования. "Здесь может быть поэтапное участие малого бизнеса - сперва они между собой соревнуются, а потом их никто не исключает и из общих аукционов без ограничений", - сказал он.

По словам Кашеварова, возможно преференциальное участие малого бизнеса в аукционах и конкурсах на размещение наружной рекламы. "Мы считаем, что для таких игроков надо отквотировать определенную долю, и эти аукционы и конкурсы будем проводить с равными участниками. Когда в этих аукционах участвуют и крупные, и мелкие, то шансов у мелких победить меньше", - сказал он.

Согласно отчету аналитической компании "Эспар-аналитик" за 2011 год, доля крупнейших десяти операторов в количестве рекламных поверхностей в РФ составила 39%.

УВЕЛИЧИТЬ ПРОЗРАЧНОСТЬ

Согласно проекту поправок Кобзона-Комоедова, все размещения объектов наружной рекламы в России должны будут осуществляться в соответствии со специальными схемами, разрабатываемыми для каждого муниципалитета и согласуемыми со всеми заинтересованными ведомствами. Положительные заключение на законопроект дали Совет Федерации, ГУ ОБДД, РСПП, ТПП, Союз архитекторов и Национальный антикоррупционный комитет.

"Что касается введения поправками понятия "Схема размещения рекламных конструкций" в закон "О рекламе", мы относимся к этому крайне положительно", - сказал Кашеваров. По его словам, это позволит добиться большей прозрачности рынка, когда заранее будет известны все места для размещения конструкций, согласованы все типы установок и так далее.

"Мы стремимся к тому, чтобы бизнес, который сегодня выиграл аукцион, завтра начал его вести этот бизнес, а не начинал беготню со сбором разных справок и разрешений - то есть, место должно быть готово к продаже уже под ключ, дальше определяется только цена и условия оплаты", - добавил он.

По его словам, непрозрачная ситуация с размещением наружной рекламы несет коррупционные риски, но схема размещения позволит от них избавиться. "Это касается не только рекламных конструкций, но в идеале должно распространяться и на заправочные станции, шиномонтаж и так далее", - отметил представитель ФАС.

ФАС ПРОТИВ ПРОЛОНГАЦИИ

Отвечая на вопрос о возможности пролонгации операторами наружной рекламы и муниципальными властями пятилетних договоров, истекающих в этом году, без проведения торгов, Кашеваров заявил, что служба категорически против такого решения вопроса. Представитель ФАС отметил, что если исходить из необходимости пролонгировать договора, потому что кто-то не готов, то можно и дальше вообще не готовиться к торгам.

Ранее руководитель столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников отмечал, что столичные власти ищут способы компромиссного решения по продлению договоров с операторами без проведения торгов из-за того, что город пока не готов к их проведению, так как нет схемы размещения рекламных конструкций.

Также, в начале марта, управляющий директор News Outdoor Russia Максим Ткачев заявлял, что необходимо приложить усилия, чтобы провести в Государственной думе нового созыва те законопроекты с поправками к закону "О рекламе", которые предусматривают пролонгацию действующих договоров на новый срок. Данные законопроекты не проходили в Госдуму и не получали одобрения правительства в предыдущие годы.

По мнению представителей крупного бизнеса в сфере наружной рекламы, в случае, если поправки Кобзона-Комоедова вступят в силу, рынок "наружки" в РФ может не досчитаться 50% годовой выручки.